- словообразовательная парадигма
- Объединение производных слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации. Члены парадигмы объединены общим семантическим компонентом, но различаются:1) формантами и 2) словообразовательными значениямиНапример:синевасиньсинюхасиний синенькийсиневатыйсинетьсинитьсинякОт одного производящего слова образуется пучок дериватов, объединенных радиальными отношениямиВ парадигму не входит производящее слово.Наряду с конкретными, выделяются типовые словообразовательные парадигмы. Например, русские дериваты, мотивированные зоонимами, образуют парадигмы, состоящие из следующих компонентов:1) наименование самки;2) наименование детеныша;3) название мяса животного;4) название помещения или пространства, связанного с животным;5) наименование лиц по отношению к животным;6) уменьшительные образования;7) уменьшительно-оценочные образования;8) увеличительные образования;9) притяжательные прилагательные;10) относительные прилагательные;11) глаголы со значением "производить на свет";12) глаголы со значением "вести себя подобно тому, кто назван мотивирующим словом"оленихаолененокОлень оленинаоленеводоленищеоленийНе все конкретные парадигмы обладают типовым набором компонентов, но использование типовой парадигмы позволяет:1) выявить языковые лакуны – "пустые места" в словообразовательной и лексической системах;2) определить словообразовательный потенциал различных частей речи, лексико-грамматических разрядов и лексико-семантических групп;3) выявить дефектные парадигмы;4) спрогнозировать появление нового слова.
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.